Недавно ко мне обратились за помощью владельцы двух хостелов.
Несколько месяцев назад они приобрели два хостела: один за 4,5 миллиона рублей, второй за 2,5 миллиона рублей. Помещения находятся в аренде, договоры заключены на 11 месяцев без регистрации, бренда нет, сайт есть только у одного хостела, и тот работает наполовину. Однако девушка, продававшая один из хостелов (тот, что за 4,5 млн), уверяла, что бизнес процветает.
Покупка была совершена у владелицы управляющей компании, занимающейся управлением МСР (малых средств размещения). Она предложила покупателям продолжить управление первым объектом и параллельно взять под своё крыло второй, за небольшую плату.
Покупателей можно понять: в условиях популярности МСР они поверили красивым цифрам, которые рисовала управляющая компания. Подписав договор управления, они ожидали стабильного дохода.
Однако ежемесячно они получали отчёты, в которых итоговая строка была в минусе. Для нового объекта это может быть нормальной ситуацией, но эти хостелы уже функционировали до их покупки. Тем не менее, за несколько месяцев росли лишь расходы, а даже в мае – одном из самых прибыльных месяцев – хостелы оставались убыточными. А это уже серьёзный сигнал.
Этот случай – хороший урок для всех, кто рассматривает покупку готового бизнеса. Вот несколько советов, которые помогут вам грамотно выбрать объект для инвестиций.
Как проверить МСР перед покупкой
- Запросите отчетные документы за прошедшие периоды. Любой хостел или отель ведёт отчётность по месяцам. Если таких данных нет – перед вами не бизнес, а стихийное предприятие. Попросите выгрузить отчёт из channel manager (Bnovo, TravelLine, Отель MC и др.).
- Проверьте отзывы на сайтах бронирования (Островок, Я. Путешествия, 101 отель и т.п).
- Пообщайтесь с владельцем бизнеса. Узнайте, какая среднегодовая загрузка, какие ежемесячные расходы, как организованы процессы. Если собственник или его управляющий не могут ответить на эти вопросы – стоит задуматься.
- Попросите таблицу броней на будущие даты. Затем позвоните в этот объект и представьтесь представителем группы спортсменов, ищущих места на даты, которые, по представленным вам данным, заняты. Если вам предложат забронировать эти номера – значит, перед вами фальсифицированные данные.